Исторический финансовый кризис понедельника вышел за рамки акций, падающих сырьевых товаров и даже биткойн-рынков.

 

"Я не думаю, что сейчас какой-либо актив безопасен кроме наличных денег, долларов США", - сказал Али Хедери, бывший старший советник Exxon по Ближнему Востоку, а ныне генеральный директор американской стратегической фирмы Dragoman Ventures.

В то время как цены на биткойн (BTC) упали почти на 10 процентов в минувшие выходные, Саудовская Аравия снизила свои экспортные цены на нефть, когда Россия отказалась поддержать усилия Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) по сокращению добычи нефти. Коронавирусные карантины означают меньшее количество автомобилей на дорогах, замедление экономического роста и меньший спрос на нефть, предупреждают эксперты.

Мэтт Смит, директор отдела товарных исследований компании ClipperDat, описал нынешнее состояние как переизбыток предложения на нефтяном рынке, где Саудовская Аравия сделала резкий шаг, нанесший ущерб общему доходу, в попытке вернуть Россию за стол переговоров.

Смит сказал, что странам будет сложно перенастроить свои цепочки поставок, чтобы обойти перенасыщенный рынок. Хотя такие страны, как Иран, заинтересованы в использовании индустрии майнинга биткойнов для превращения дешевой энергии в глобальные активы, и Смит, и Хедери согласны, что в ближайшее время нет серьезного интереса к биткойну как рыночной альтернативе.

“Во времена кризиса все рынки коррелируют, поэтому нет спокойной гавани в биткоине", - сказал Смит.

Кроме того, анонимный оператор биткойн-майнинговой фермы в Иране сказал, что многие операции застопорились из-за регулятивных сбоев, таких как штрафные сборы за субсидируемую электроэнергию. Приверженцы Bitcoin могут быть в восторге от потенциального превращения избыточной энергии в биткойн. Но пока не похоже, что члены ОПЕК отдают приоритет криптодобывающей инфраструктуре для этого подхода. Иранский майнер сказал, что местная промышленность, по-видимому, не имеет никакого отношения к стратегиям смягчения более широкого рыночного кризиса, по крайней мере, никто из гражданских лиц не знает об этом.

"Тем не менее, если нефтяной рынок продолжит падать, - сказал Хедери, - это может привести к краху Ирана, Ирака и Венесуэлы".

"Иран находится в глубокой беде", - добавил Хедери, говоря о стране-экспортере нефти, которой мешают как санкции, так и вспышка коронавируса.

Несмотря на это, поклонники биткойна остаются невозмутимыми. Соучредитель Electric Capital Авичал Гарг написал в своем твиттере, что биткойн может стать безопасным активом в будущем. Биткойн-ориентированный инвестор Туур Демеестер сказал, что более широкий рыночный хаос увеличит доминирование биткойна на биржах.

"То, что вам нужно в период кризиса, - это варианты, - сказал Демеестер. - Вы будете привлечены к активу, который является ликвидным. Есть некоторые люди, которые вынуждены продавать биткойн. Но в целом мы находимся на очень здоровом рынке."

Точно так же Габор Гурбакс, директор по стратегиям цифровых активов VanEck/MVIS, сказал, что принятие стратегии биткойна отвечает наилучшим интересам любой страны, активно вовлеченной в энергетические рынки.

"В то время как нефтедолларовая система остается доминирующей, а доллар США превосходит другие валюты, суверенные страны все чаще ищут альтернативы", - сказал Гурбакс. Он сказал, что биткойн - относительно молодой актив, и он еще не является полноценным хранилищем стоимости.

Действительно, на Всемирном экономическом форуме в январе ходили слухи о том, что некоторые страны активно ищут альтернативные валюты для урегулирования сделок на энергетическом рынке. Но такие участники форума обычно отвергали биткойн как еще зарождающийся, а альтернативные фиатные системы - как плохую замену доллару, по крайней мере, до сих пор.